top of page
  • lastovkaoa

Начало заселения Правобережной Кубани

Урок кубановедения в 8 классе

Переселение черноморцев.

В течение 1792 и 1793 гг. черноморцы несколькими партиями переселились из Приднестровья на Кубань. Первая партия состояла из строевых казаков. 16 августа 1792 г. под командованием полковника Саввы Белого они на гребных судах и одной яхте покинули Днестровский лиман, по пути зашли в Очаков, лч 25 августа 1792 г. казаки причалили к таманскому берегу. Этот день можно считать началом фактического занятия земель, пожалованных Черноморскому казачьему войску. В 1911 г. на месте высадки первой партии казаков-переселенцев им был установлен памятник.

В октябре 1792 г. партию переселенцев (600 человек) привёл в Темрюк полковник Константин Кордовский. Казаки шли сухопутьем через Крым, а потом на лодках переправлялись через Керченский пролив в Тамань. Численность «морских» переселенцев составила 3247 человек.

Кошевой атаман Захарий Чепега с войсковым штабом, обозом, тремя конными и двумя пешими пятисотенными полками, обогнув с севера Азовское море, прибыл 23 октября 1792 г. в Ханский городок (район современного Ейска) и расположился здесь на зимовку. Весной 1793 г. Антон Головатый собрал всех оставшихся в Приднестровье казаков и вместе с семьями отправил их на Кубань. Продвижение этого обременённого домашним скарбом отряда оказалось самым медленным. За Днепром переселенцы разделились на две партии, которые двинулись дальше разными путями. Одну партию возглавил Лукьян Тиховский. Более трёх месяцев понадобилось казакам, чтобы по обожжённым солнцем степям, обойдя северным берегом Азовское море, 10 августа прибыть на войсковую землю. Другая партия (во главе с Иваном Юзбаши) двигалась на Тамань через Крым и Керченский пролив. Сам А. А. Головатый прибыл на Таманский полуостров раньше, поскольку шёл с небольшим отрядом.

Затем Кубани достигли ещё несколько партий черноморцев. По документам 1795 г. видно, что на Правобережную Кубань переселилось до 17 тысяч казаков и 8 тысяч женщин. В их числе было до 30 процентов бывших запорожцев и около 40 процентов служивших вместе с ними в последнюю Русско-турецкую войну «охотников» (добровольцев) из свободных людей. Остальные не принадлежали ни к тем, ни к другим и прибыли в Черноморию самостоятельно. В этом им всячески способствовало войсковое правительство, которое было заинтересовано в привлечении в приграничный край как можно большего количества мужчин, способных носить оружие.

Организация кордонной стражи.

Основная задача, которую должны были решать переселившиеся в Прикубанье черноморцы, - охрана государственной границы. 23 мая 1793 г. кошевой атаман Захарий Чепега поручил войсковому полковнику Кузьме Белому с казачьим отрядом спуститься вниз по реке Кубани и расставить кордоны с командами по 50 казаков при одном старшине. Расстояние между кордонами* должно было составлять 10 вёрст. Кузьма Белый выполнил поручение, расставив десять кордонов, о чём 6 июня представил атаману ведомость. Позже количество кордонов увеличилось.

Линия от Александровского укрепления вниз по Кубани до её устья стала называться Черноморской, а та, что протянулась вверх по реке, - Кубанской. Последняя охранялась периодически сменяемыми командами донских казаков.

Военизированный быт казаков.

Находившегося на границе казака и его семью постоянно подстерегала опасность. Надо было так организовать жизнь поселенцев, чтобы свести к минимуму разного рода опасности. И этому было подчинено буквально всё: устройство станиц, куреней, внутренний распорядок в них, сельскохозяйственные работы и даже особенности жилища, одежды, утвари.

Между кордонами на небольшом расстоянии один от другого располагались пикеты (бикеты). Пикет представлял собой простой шалаш или на скорую руку построенную турлучную хату. Его обносили стеной из двойного плетня с земляной засыпкой. Пикеты окапывались рвами.

В приграничных куренях, станицах, на кордонах, пикетах обязательно устанавливалась дозорная вышка - площадка на трёх или четырёх столбах, прикрытая четырёхскатной или круглой камышовой кровлей. Стоявший на ней казак в случае необходимости сигнализировал об опасности.

Условия жизни вынуждали казаков всё время быть начеку. В приграничных станицах нельзя было ночью выходить за стены поселения. А днём требовалось быть постоянно вооружёнными. Даже пахали, сеяли и убирали урожай под охраной специальных команд или с оружием за плечами.

«Порядок общей пользы».

Земля, занятая казаками, по имени войска стала называться Черноморией. Войсковые курени после основания Екатеринодара были размещены в казармах внутри Екатеринодарской крепости как военные единицы, а как поселения они оформились лишь в 1794 г.

Прибывшие из Приднестровья на Кубань казаки первоначально определяли места для постоянного проживания самостоятельно. Подобное беспорядочное расселение не устраивало казачью администрацию, поскольку значительно снижало боеспособность войска, обязанного охранять государственную границу. Организованность в этот процесс внёс принятый 1 января 1794 г. документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Он получил название «Порядок общей пользы».

В этом документе закреплялось положение о главном войсковом городе - Екатеринодаре. В городе размещалось войсковое правительство, возглавлявшееся кошевым атаманом и управлявшее войском «на точном и непоколебимом основании всероссийских законов». Вся территория делилась на пять округов во главе с окружными правлениями. Правление было подотчётным войсковому правительству и кошевому атаману.

В «Порядке общей пользы» определялись условия расселения казаков по территории Черномории в 40 куренях. 38 куреней существовали ещё в Запорожской Сечи и сохранили свои названия. На кубанской земле были образованы два новых куреня: Екатериновский (в честь Екатерины II) и Березанский (в память о взятии черноморскими казаками крепости на острове Березань).

«Порядок общей пользы» определял статус выборных куренных атаманов, которые «...долженствуют, в куренях безотлучное пребывание всегда имея, по нарядам начальства на службу казаков чинить немедленное выстачение и случающиеся между куренными людьми маловажные ссоры и драки разбирать голословно и примирять...»

Основание первых куренных селений в Черномории.

Опираясь на «Порядок общей пользы», кошевой атаман 3. А. Чепега дал распоряжение об организации 40 куренных селений.

Весной 1794 г. атаман вместе с выборными от куреней обследовал войсковые земли и наметил места для поселений. Затем жребием определили, где какому куреню поселиться. Поселения возводились в местах, где раньше находились суворовские редуты и кордоны, в удобных урочищах, по берегам степных рек, у лиманов. При слабом знакомстве с краем первоначальный выбор мест для некоторых селений оказался неудачным: были курени, которым достались топкие, неудобные для ведения хозяйства земли. Поэтому в первые годы отдельные поселения переводились с места на место, некоторые - по нескольку раз. Окончательно местонахождение каждого куреня (в последующем - станицы) определилось лишь в 30-х гг. XIX в.

С октября 1794 г. по решению войсковой администрации курени строились по единому плану. Каждое селение окружалось глубоким рвом и обносилось земляным валом, а по гребню вала устанавливался плетень в две стенки, между которыми насыпалась земля. В нескольких местах вал прорезался воротами, охранявшимися караулом. Внутри вала селение делилось на кварталы.

Решение войсковой администрации не всегда выполнялось добросовестно: валы насыпались небрежно, рвы нередко отсутствовали, о в том, что казакам некогда было заниматься обустройством куреней , они охраняли границу и участвовали в походах.

120 просмотров2 комментария

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page